В пору развития цифровых технологий мы всё меньше берём в руки ручки и карандаши, чтобы записать какую-то мысль или написать целое письмо. Клавиши на клавиатуре и технологии быстрого ввода текста на смартфонах позволяют сделать это быстрее и не использовать при этом ненадёжный носитель – бумагу. Но есть такие люди, которые пусть и немного пишут, но делают это эффектно и письмом своим украшают интерьеры и экстерьеры зданий, поздравительные и пригласительные открытки, вывески магазинов и одежду. Эти люди – калли́графы – увлечены каллиграфией. О том, что это такое и какие есть особенности у каллиграфии, мы узнали у кировчанина Евгения Старкина, каллиграфа, дизайнера и фотографа.
Женя, привет! Расскажи, пожалуйста, о своём увлечении.
Каллиграфия – это красивое и интересное написание букв. Каждый вносит какую-то свою стилистику, новизну по возможности. В этом и заключается каллиграфия.
Каллиграфия – это способ самовыражения. Индивидуальные особенности на каком-то этапе развития появляются у каждого, кто занимается каллиграфией. Эти особенности уникальны, как почерк. Есть люди, которые могут сымитировать чужой почерк, но у большинства людей свой незабываемый почерк. Отчасти на этом вся каллиграфия и основана. Это как отпечатки пальцев.
А ещё каллиграфия – это одна из отраслей изобразительного искусства, которую иногда называют искусством красивого письма (прим. ред.)
Как давно начал заниматься?
Года 4,5 назад.
Сколько надо рисовать, чтобы начало получаться?
Надо рисовать столько, пока не начнёт получатся; пока самому не станет смешно при взгляде на первые работы. К видимым результатам все приходят по-разному. Я не торопился, когда начал заниматься каллиграфией, воспринимал это как хобби. Что-то более-менее интересное начало получаться спустя 1,5 года. Всё зависит от степени заинтересованности.
Фото: Евгений Старкин
Вот относительно недавно ко мне ходила заниматься девушка одна, дизайнер по образованию. У неё интересные штуки начали с четвёртого занятия получаться. Она все грабли, на которые я в своё время наступал, очень успешно миновала.
Всякий ли сможет освоить каллиграфию?
Я думаю, что всякий. Всё зависит больше от целеустремлённости, усердия. Почерк здесь не при чём. Хотя, если заниматься леттерингом, например, оформлять вывески, то там он важен. Сколько курсов не вёл, попадались люди, которым тяжёло давалась каллиграфия. Но я склоняюсь к тому, что если заниматься серьёзно и подольше, то всё получится.
А как можно отличить, где рисовал дилетант, а где – профессионал?
Надо визуально оценивать сложность рисунка, сложность и качество построения букв. Всё это – основа шрифта.
Сложность построения – в чём она выражается?
Если взять оригинальную имперскую готику, то там немного дополнительных элементов и она довольно простая и для чтения. На сложность влияет нагрузка визуального восприятия. Масса декоративных элементов делает шрифт сложнее и интереснее, но иногда приходится вспоминать, что сам написал.
Как называется стиль, в котором ты рисуешь?
Основной стиль – готика, письмо широким пером. Но от готики есть только общие моменты, поэтому я бы просто назвал современной каллиграфией. От первоначальной готики это очень далеко.
Я знаю, что ты рисуешь не только на бумаге. Какие ещё материалы, а может и поверхности, можно украсить каллиграфией?
Можно рисовать на моделях, на холстах – без них никуда, на стенах – фасады и внутри помещений.
Фото: Евгений Старкин
За какую работы ты бы не взялся?
За машины и большие объёмы фасадов. Есть особенность: когда меняешь инструмент, то очень многому надо учиться заново. Допустим, рисовал пилотом – самый удобный инструмент для бумаги. Переходишь на кисть – надо учить этот инструмент.
Некоторое время назад я видел разные слова, которые ты рисовал в своём стиле. Среди них были такие, как: соус, майонез, борщ и так далее. Почему именно такие слова?
У меня много каламбуров, например: соусмайонез, борщ в огне и так далее.
Я вкладываю в них такой смысл, чтобы люди в меру своего воспитания понимали их по-своему. Весело смотреть на то, когда человек пытается понять смысл нарисованного.
Фото: Евгений Старкин
Нужно ли каллиграфу вдохновение или рисовать буквы можно и без него?
Вдохновение нужно для смысловых настроек. Например, когда услышал где-то что-то интересное, либо просто словосочетание понравилось. Пусть оно не очень глубокое по содержанию, но в нём могут быть определённые буквы в определённом порядке. В этот момент ты понимаешь, что визуально это можно сделать очень красиво, потому что разные буквы по-разному пишутся. Если взять кириллицу: попадётся у тебя двойная ж или ю – и попробуй ещё её победить. Алфавит у нас немного не наш изначально – в нём присутствуют немного инородные элементы. Поэтому по визуальной части в готической стилистике он смотрится немного нелепо. Но может попасться слово, где все буквы можно нарисовать красиво, ровно. Для этого и есть вдохновение.
Какой алфавит тогда удобнее для твоего стиля?
Идеальный алфавит для готики – латиница. В нём всё сделано для каллиграфии: все буковки в рядок, ничего не мешает друг другу, гораздо проще из букв состряпать композицию. Есть, конечно, свои заморочки, но гораздо легче, чем с кириллицей.
Что даёт каллиграфия помимо творческого самовыражения?
Благодаря ей многому учишься. У меня были шрифты в институте, но я их еле-еле сдал и думал, что забуду всё как страшный сон. Но практика показывает, что многое пригодилось. Там я узнал основы, что есть графема, построение буквы, ширина, высота, интерлиньяж, кернинг и прочие матерные слова. Поскольку я на вечернем учился, нас гоняли галопом по Европам и практики особой не было, да и я не очень заинтересован был. А то, что я сейчас делаю, – там век живи, век учись. Постоянно что-то новое для себя открываешь.
Какой твой набор инструментов?
Pilot parallel pen, плакатные перья, плоские кисти, маркеры для стрит арта. Чёрная и белая краска для маркеров – это вымирающий вид какой-то. Это ходовые цвета среди вандалов, поэтому даже если через интернет заказывать, надо выхватывать моменты. Но можно всегда найти альтернативные варианты.
Насколько дорогое это увлечение?
Если брать бумагу и пилоты, то, в принципе, всё бюджетно. Сама ручка стоит 500 рублей, тушь туда можно заправлять даже Гамму. Конечно, она будет не очень хорошо писать. Но для учёбы приемлемый вариант.
А вот маркеры – дорогое удовольствие. Особенно после того, как бакс скакнул. Средняя цена от 400 рублей. Большая заправка к ним – 1300 рублей. Надо менять перья – комплект из двух штук стоит 250 рублей.
Есть ли у тебя какая-то цель в каллиграфии, к которой ты стремишься?
Надо придумать свой отличный алфавит и проработать его. Понятно, что он будет на основе каллиграфии и современной готики, но он будет своим от начала и до конца. И будет счастье.
Часто каллиграфию невозможно прочитать. Это специально делается?
Читабельность тут второстепенна. На первом месте стоит композиция, визуальное восприятие. Это как графити на улицах. Много ли графити ты можешь прочитать? Тем не менее, обращаешь внимание на яркие цвета, на композицию. Здесь примерно то же самое. Если нужно прочитать текст, написанный красивым шрифтом, то достаточно открыть компьютер и написать его. В каллиграфии, чем больше шрифт запутаешь, тем красивее бывает.
Фото: Евгений Старкин
У обывателей один из первых вопросов, когда они видят каллиграфию: «Что здесь написано?». Каллиграф же может прочитать свой текст и текст другого каллиграфа, хотя чужую стилистику читать сложнее. Но для себя я давно решил и не пытаюсь прочитать текст. Если очень сильно заинтересует, тогда я пытаюсь разобраться. Смотрю сразу на композицию – если всё отлично сделано, значит цель удалась.
Бывает ли, что каллиграф во время рисования вдруг понимает, что забыл, какие буквы он уже нарисовал?
Есть немного другой момент. Ты пишешь-пишешь и понимаешь, что букву пропустил. Как правило, буквы пропускаются, когда текстовка большая. Такая работа почти всегда сложная и обыватели вряд ли найдут пропущенные буквы, пока ты сам им пальцем не покажешь на место буквы.
Ты часто рисуешь на разных поверхностях на улицах города. Но как отличить работу каллиграфа от работы вандала?
Если говорить про улицу, то у вандалов это теггинг. Теггинг не имеет каких-то правил и законов – достаточно какую-нибудь звёздочку на рисовать на стене. Бывает, и в нашем болотце попадаются приличные теги. Но это не отменяет того, что теггинг – агрессивный вид вандализма, который, как правило, смысловой нагрузки не несёт.
Много ли в Кирове каллиграфов?
Нас не так много, потому что это довольно тривиальное занятие – писать буквы. Оно манит определённых людей, например: дизайнеров.