Официальный премьерный показ "Матильды" состоится в понедельник, 23 сентября, в 20:00 на новой сцене Мариинского театра. По информации источников "Санкт-Петербург.ру", с этим связаны усиленные меры безопасности – в здание вечером не будут пускать даже самих сотрудников театра. Среди гостей ожидаются известные петербуржцы и городские чиновники.
Журналисты смогли увидеть фильм на девять часов раньше в кинотеатре "Великан" у метро "Горьковская". Пресс-показ картины прошел очень скромно и без лишнего шума – около 60 представителей СМИ смогли одними из первых увидеть российскую картину в небольшом кинозале.
Первое, что должен знать зритель - сюжет фильма "Матильда" лишь основан на реальных событиях, а не является исторической драмой в классическом понимании этого жанра. Если изначально относиться к происходящему на экране, как к сказке о несчастной любви, то можно избежать массы очевидных вопросов из разряда "а было ли это все именно так на самом деле?" и "почему многие события показаны не в хронологическом порядке?".
По версии создателей фильма, наследник Николай впервые замечает прекрасную Матильду во время ее выступления на сцене. Увидев в бинокль выпавшую левую грудь балерины, будущий император моментально теряет голову и уверенность в том, что ему надо жениться на немецкой принцессе Алекс, которая значительно уступает танцовщице в природном обаянии.
Других причин появления чувств у Николая Романова зритель не увидит. Вероятно, всему виной то, что фильм "Матильда" снимался именно как многосерийный фильм, который, как обещает режиссер Учитель, в будущем году покажут по "Первому каналу". В двухчасовой же выжимке места на развитие любовной линии нет.
Роман между будущим императором и балериной развивается крайне быстро. Но ему мешает не только разница в происхождении влюбленных (влюбленных ли- в искренность танцовщицы нам дадут много поводов усомниться), а также козни окружения царской семьи, но и вымышленный персонаж граф Воронцов, который представляет собой некую помесь маньяка и дьявола. Эта роль досталась "Сергею Безрукову нового поколения" популярному актеру Даниилу Козловскому, который уже несколько лет подряд сымается в трех-четырех блокбастерах в год.
Но, пожалуй, главная преграда на пути к счастью Николая и Матильды, не граф Воронцов и даже не матушка будущего императора Мария Федоровна (которую блистательно сыграла Ингеборга Дапкунайте), а его невеста Алекс. Удивительно, что тысячи оскорбленных православных россиян возмутились именно тем, как режиссер Учитель "посмел опорочить честь святого Николая II", а не поспешили побеспокоиться за честь его супруги и также святой Александры Федоровны. В фильме "Матильда" она предстает крайне недалекой и эксцентричной набожной барышней, которая одержима Николаем и готова на все, лишь бы их брак состоялся, а Матильда исчезла. По иронии судьбы, будущая жена императора показана здесь в образе сегодняшней Натали Поклонской, только одетой в дорогие платья и разговаривающей с сильным немецким акцентом.
Пожалуй, главная беда этого фильма – та невообразимая шумиха, которая возникла вокруг него. Большие ожидания мешают заметить множество достоинств кинокартины. Она действительно красива и роскошна, выглядит в лучших традициях дорогого зарубежного кино.
Сюжет блобастера (а именно этот термин подходит к "Матильде" лучше всего) заставляет зрителей постоянно находиться в напряжении: перед нами возникают то немецкий лжепрофессор, мучающих своих подопытных кислородным голоданием, то страстные постельные сцены, то крушение поезда. Если идти в кинотеатр ради красивой картинки и экшена, то никаких разочарований испытать не придется.
Впрочем, как показывает практика последних лет, на отечественные фильмы с яркой картинкой зритель не всегда идет охотно: если "Викинг" и "Гоголь.Начало" взрывали кинозалы, то на "Крым" и "Защитники" людей приходилось чуть ли не силой загонять. Таким образом, весь этот шквал агрессии, который вылился в адрес фильма задолго до его первого показа, обезопасил "Матильду" от участи многих других дорогих отечественных кинокартин, которые не окупаются в прокате. Можно заранее прогнозировать, что кассовые сборы у нового фильма Учителя будут выше, чем затраты на его производство.
Вряд ли у зрителя повернется язык назвать кинокартину откровенно плохой. Но и посчитать ее достойной столь большого внимания тоже вред ли получится.
Для тех, кто последние месяцы не следил за теми событиями, которые развивались вокруг еще невышедшего на экраны фильма Алексея Учителя, "Санкт-Петербург.ру" воспроизводит несколько наиболее ярких событий.
1. "Не видела, но осуждаю!"
Главный борец с фильмом "Матильда" - депутат ГД от партии "Единая Россия" Наталья Поклонская. Свое отношение к фильму она выразила еще в начале года на основе увиденного трейлера. Комиссия, которую организовала депутат, пришла к выводу, что созданный в фильме образ канонизированного Русской православной церковью российского императора Николая II "не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан". Впрочем, такие заключение в Минкульте проигнорировали, что не остановило Поклонскую от новых попыток предотвратить выход киноленты в прокат.
2 "За "Матильду" гореть!"
В середине сентября объединенная сеть кинотеатров "Синема Парк" и "Формула кино" отказалась показывать фильм "Матильда" из-за угроз от организации "Христианское государство - Святая Русь". Помимо писем к кинотеатрам, так называемые активисты действовали еще более агрессивно – например, в ночь на 31 августа дом номер 12 по набережной Крюкова канала забросали "коктейлями Молотова". Здесь находится студия режиссера фильма Алексея Учителя.
Сейчас лидер "Христианского государства" Александр Калинин и трое его соратников сейчас арестованы по уголовным делам. Членов движения, в том числе брата Калинина, обвиняют в том числе и поджоге машин у офиса адвоката, который представляет интересы режиссера Алексея Учителя. При обыске в квартирах активистов обнаружили емкости с горючей смесью и листовки "За "Матильду" гореть", которые ранее нашли у сожженных в Москве машин. Позже "Синема Парк" и "Формула кино" все же согласились показывать "Матильду".
3 "Пощечина русскому народу!"
Крестный ход в Петербурге, который прошел 12 сентября, также не оставил без внимания "Матильду". Так, после фанатов ФК "Зенит" и перед членами общественного движения "Сорок сороков" в колоне были замечены люди с имперскими флагами, которые несли транспаранты с лозунгами против фильма режиссера Учителя: "Матильда — пощечина русскому народу" и "Честь государя — честь народа". Полицейские забрали у активистов плакаты, но никого не арестовали.