44 предмета из фондов Вятского художественного музея им. Васнецовых в скором времени отправятся на реставрацию. В течение всего года над ними будут работать художники-реставраторы нескольких отделов ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря». Сегодня, 20 апреля, экспонаты увидели представители кировских СМИ.
«Большинство из них никогда не покидало запасников музея из-за своего неудовлетворительного состояния. Но сейчас, благодаря многолетнему сотрудничеству музея и центра, у нас представилась возможность дать новую жизнь 44 экспонатам из разных коллекций нашего собрания», - рассказала Евгения Сазанова, гланый хранитель фондов Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.
Так, в отдел реставрации графики отправятся «тяжело больные» рисунки таких художников, как: В.Васнецов, А.Дейнеки, И.Репина. При этом графика вятских художников – М.Демидова, А.Исупова, Л.Куклина, Н.Румянцева – впервые окажется на реставрации. Елена Геннадьевна перечислила, какие дефекты есть у картин:
«Это прожухание листов, различные надрывы, проколы, заломы, загрязнения, пятна, а также непрофессиональная реставрация: подклейки, надставки, дополнения. Всё это будет удалено и ровно через год мы увидим эти экспонаты восстановленными».
Все дефекты художники-реставраторы исправят с помощью определённых методик. Например, заломы прессуются, дырки или утраты восстанавливаются с помощью доливки бумажного листа.
Более 10 лет продолжается сотрудничество музея с отделом реставрации тканей. В числе 44 экспонатов в Москву отправятся произведения художественного кружева. Их авторы – неизвестные вятские мастерицы конца XIX-начала XX века.
«Этими мотивами кировчанка могла украсить или бытовые предметы, или свою одежду. В данном случае, это совершенно уникальные мотивы с выплетенными из тончайших льняных нитей на коклюшках фантастическими животными: грифоны, или химеры, или ящеры. Надо сказать, это очень нехарактерно для кружева, которое стремится превратить природные мотивы в очень стилизованное орнаментальное изображение, - говорит Евгения Сазанова. - Кружево темнеет, как и бумага. Кое-где выступают коричневые пятна, похожие на ржавчину. Это и есть ржавчина от металлических игл, которые вкалывали мастерицы. Со временем, в процессе окисления они превращаются в ржавые пятна. Есть технологии, есть мастерицы, которые своими золотыми руками восстановят все эти предметы. Они будут белыми, ровными».
Московские специалисты будут заниматься не только реставрацией, но и научными исследованиями. Например, в Центре Грабаря попытаются узнать авторство картины «Дедал и Икар». Ранее считалось, что её написал Карл Брюллов, а в 1952 году картина побывала на реставрации.
«Настало время снова отправиться в реставрацию – новые технологии, новые возможности. Картину исследуют с применением достижений физики и химии. Её сфотографируют в ультрафиолетовом и инфракрасном свете, что даст возможность увидеть первоначальный рисунок. Кто знает, может снятые слои очень густого лака откроют нам подлинную подпись автора. Во всяком случае, если авторство Брюллова не подтвердится и не опровергнется, для искусствоведов музея будет материал для дальнейшего исследования», - отметила главный хранитель фондов музея.
В отдел реставрации мебели уедут экспонаты из дерева: пряничная доска, кипарисовые кресты с резьбой и миниатюрная скульптура Мадонны с младенцем.
«Это небольшое, но очень достойное произведение искусства, которое с 1920 годов не показывалось в музее. Она вырезана, как предполагают, в первой трети XVI века каким-то западноевропейским мастером. Ничего подобного в нашем музее больше нет. Утраты, сколы, загрязнения и следы жука-короеда, который подточил деревянную основу. Думаю, что следует связаться в зарубежными коллегами, потому что подобные скульптуры были характерны для северного Возрождения, особенно для германской школы», - рассказала Евгения Геннадьевна.
В сектор полихромной скульптуры отдела реставрации темперной живописи отправится экспонат с головами трёх ангелов на резных облаках, который музей купил в 70-х годах у одного жителя Котельнича. На данный момент резьба находится под плотным слоем копоти, есть плесень.
2018 год для Вятского художественного музея станет первым годом сотрудничества с отделом реставрации скульптуры Центра. Его сотрудники будут восстанавливать работы русских и советских мастеров: К.Дёминой, П.Клодта, М.Матюшина, А.Мурзина. Их произведения сделаны из гипса, майолики, терракоты и природных материалов. Одна из работ – скульптура «Патриоты земли русской». Она сделана из гипса, который хранить проблематично – в неблагоприятных условиях он впитывает влагу и начинается разрушение изнутри.
«Для крепости скульптуры отливая гипсовую скульптуру, добавляют металлические прутья, связанные специальным образом. Это металлический каркас. Он корродирует внутри разрушающегося гипса и получаются крупные утраты», - пояснила Евгения Сазанова. Она отметила, что шансы на восстановление этой и других скульптур высокие.
После реставрации посетители музея смогут увидеть восстановленные экспонаты на выставках. Все работы проводятся за счёт федеральных денег, которые выделяются Центру академика Грабаря на реставрацию произведений искусства.