Предпосылки к пересмотру текущих бизнес-процессов
Бизнес-процесс (Б-П) – это целая череда действий, выполнение которых приводит к желаемому результату. У каждого Б-П есть цель, регламент и последовательность действий, которой нужно придерживаться, кроме того у него обязательно есть определенные участники и спрогнозированный результат.
У мелких компаний количество процессов может не доходить и до десятка, а вот для крупного и среднего бизнеса характерно огромное количество активных Б-П, у каждого из которых последовательность действий может содержать много лишних звеньев. Перед увеличением числа управленческих уровней, при расширении штата или при увеличении количества структурных подразделений в обязательном порядке следует провести анализ бизнес-процессов и при необходимости оптимизировать их.
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов проводится тремя различными методами. Самый простой, но малоэффективный для крупных компаний – текстовый, при котором создаются новые стандарты предприятия и регламентирующие документа, в которых прописываются все процессы. Второй метод – табличный, при котором Б-П описываются посредством табличных редакторов. Для крупного бизнеса эта методика также непрактична. Лучше всего происходит оптимизация бизнес-процессов графическим методом, который реализуется при помощи специализированных ВРМ-решений, работающих на базе нотации BPMN.
Создание бизнес-процесса - Подбор персонала
Оптимизация в большинстве случаев помогает сократить время на их выполнение, способствует улучшению коммуникации между сотрудниками и структурными подразделениями, а также внедряет четкий регламент действий по каждому процессу. За счет таких изменений уменьшаются операционные затраты, а финансовые показатели компании, наоборот, растут. У персонала появляется больше времени на выполнение творческих задач за счет автоматизации рутинных процессов, а у каждого сотрудник есть четкий план работы и установленные сроки, что в целом организовывает рабочий процесс и способствует повышению прибыльности компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов – это кардинальное переосмысление и перестройка Б-П, задачей которой является резкое повышение основных производственных бизнес-показателей (цены, качества, сервиса и темпов). В этом случае идет не просто мониторинг бизнес-процессов и их оптимизация, а происходит полный отказ от методов и схем работы, которые до этого использовались в компании.
Реинжиниринг бизнес-процесса - Подбор персонала
Кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов оправдан в тех случаях, когда нужно полностью модернизировать структуры предприятия, провести полное изменение технологии производства или внедрить новую корпоративную ИТ-систему. Основной риск реинжиниринга – полная остановка производства, а итогом его проведения может стать сокращение штата и уменьшение количества структурных единиц.
Так оптимизация или реинжиниринг?
Реинжиниринг является крайней мерой, к которой могут прибегать компании, находящиеся в упадке или ощущающие сильное давление со стороны конкурентов, вызванное изменением потребностей клиентов. Оптимизация же проводится в том случае, когда есть необходимость осуществить комплексную интеграцию новых технологий, помогающих моделировать и менять действующие организационные структуры компании. В ходе оптимизации не нужно отказываться от существующей схемы работы бизнеса, достаточно осуществить пересмотр, модернизацию и улучшение процессов по каждой структурной единице.
Если говорить простыми словами, то оптимизация проводится, когда нужно улучшить Б-П, а реинжиниринг – когда нужно полностью переделать все процессы, в некоторых случаях вплоть до изменения вида деятельности компании.
Подробней про реинжиниринг бизнес-процессов на сайте - www.terrasoft.ru/crm/business-processes-reengineering