Правила поставки товара в торговые сети Кировской области изменятся

С 2020 года правила взаимодействия торговых сетей и поставщиков продукции изменятся - конечно, в сторону ужесточения. Как рассказала на сегодняшнем совещании в правительстве области Марина Лашукова, начальник отдела стандартизации и технической информации ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области», уже создан план мероприятий по работе с сетями и поставщиками до 2020 и на плановый период до 2025 года.

Он будет включать в себя ужесточение штрафов за фальсификат и контрафактную продукцию и другие изменения, направленные на пресечение нарушений в договорах между поставщиками и торговыми сетями. Как напомнила Марина Никонова, руководитель регионального УФАС, предыдущие изменения во взаимоотношения сетей с поставщиками были приняты относительно недавно - в 2016 году.

Так, была введена обязанность торговых сетей и поставщиков размещать на своих интернет-сайтах информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продтоваров, снижен максимальный размер вознаграждения, которое сети могут получать от поставщика за приобретение определенного количества товара, с 10% до 5%, запрещен так называемый входной бонус, то есть взимание платы за право поставок продуктов на полки сети, сокращен максимальный срок оплаты сетями полученных продтоваров, а также ряд других изменений.

В связи с этим, в 2017 году было УФАС провела проверки договоров поставок продукции на соответствие новым правилам. Всего в регионе было проверено 11 торговых сетей, более 200 договоров. Нарушения, как сообщила Ирина Мищихина, замруководителя Кировского УФАС России, встречались по разным требованиям закона:от превышения размера вознаграждения для сетей за закупку товаров до нарушения сроков оплаты товаров с коротким сроком годности. В отдельных районах торговые сети превысили допустимую долю на рынке. Так, компания «Тандер» заняла более четверти рынка в одиннадцати муниципальных районах.

Сами торговые сети воспринимают изменения по-разному. К примеру, представители «Глобуса» отозвались о новых законах нейтрально, отметив, что на их работу они не повлияли. А вот Эльвира Ветошкина, юрисконсульт АО «Тандер», отметила, что изменения были приняты без учёта мнения бизнеса.

«Изменения создали для нас жёсткие рамки и были приняты без учёта мнения бизнеса. Изменения дали дополнительные преимущества поставщикам, но к потребителям закон нейтрален, он не привел к росту или снижению цен. Рынок нуждается в стабильных правилах игры, хотелось бы, чтобы эти изменения были уже последними. Нам пришлось проводить большую работу по внесению изменений в договоры с поставщиками, что привело к большим затратам. Мы считаем, что розничной торговле нужно саморегулирование».

Как отметила министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области Наталья Кряжева, вопрос необходимости для торговых сетей подстраиваться под изменения в итоге связан с вопросом о качестве продукции.

«Касаясь вопроса развития розничной торговли, конечно, нельзя не сказать о снижении покупательской способности. Но также нельзя не отметить, что конец прошлого года и этот год демонстрировал нам ситуацию достаточно хорошей динамики по росту розничной торговли в Кировской области. Да, вопрос конкуренции возрастает, торговым сетям приходится подстраиваться под изменения и оперативно на них реагировать. Но мы, разговаривая об отношениях торговых сетей и производителей, не можем не затронуть вопрос качества продукции, которая на сегодняшний момент представлена на полках магазинов».

Эта проблема стала особенно актуальной после появления в регионе распределительных центров федеральных торговых сетей.

«До появления распределительных центров местные товаропроизводители поставляли продукцию непосредственно в торговые точки. Сейчас они должны поставлять её в РЦ. Конечно, это может быть удобно с точки зрения логистики, однако быстропортящийся товар при ненадлежащих условиях хранения становится неконкурентоспособным, - отметил бизнес-омбудсмен Владислав Попов. - Качество продукции может пострадать и при самом заходе в торговую сеть. Существуют общие требования сетей по удешевлению сроков хранения, из-за чего производители вынуждены использовать консерванты и менее качественные ингредиенты, а в итоге страдает потребитель».

«Вопрос продажи некачественной продукции важен одновременно для двух участников - и для поставщиков, и для торговых сетей, потому что при выявлении некачественной продукции негатива к торговой сети. И жаловаться потребитель будет именно на торговую сеть. В любом случае, очень важно, чтобы при реализации товара соблюдались интересы двух сторон: поставщика, который снабжает качественной продукцией, и торговой сети как представителей бизнеса», - подытожила Наталья Кряжева.

Источник

18.09.2018 21:58