Сертификация ХАССП

Сертификация ХАССП – добровольная процедура, которая проводится для оценки соответствия внедряемой системы менеджмента безопасности пищевой продукции требованиям стандарта ИСО 22000.

Внедрение ХАССП и сертификация – что обязательно, а что – добровольно

Сертификация ХАССП – добровольная процедура. Но при этом внедрение самой системы менеджмента (СМ) обязательно для предприятий, которые выпускают продовольственные товары. Это прописано в статье 10 ТР ТС 021/2011. Использовать принципы ИСО 22000 необходимо независимо от того, какой объем товара выпускает компания и того, выполняет ли она весь производственный цикл или только отдельные операции.

Принципы СМ, основанные на требованиях ИСО 9001

Несмотря на то, что ХАССП предназначена для отдельной отрасли промышленности, система создана на основании принципов, изложенных в основном стандарте ИСО 9001. Среди них:

  1. Понимание того, как должны взаимодействовать все процессы СМК, и применение к внедрению процессного подхода.
  2. Выпуск качественного и безопасного продукта, который способен удовлетворить потребителя. Для этого не только постоянно оцениваются существующие запросы, но и прогнозируется их изменение.
  3. Вовлечение в работу системы всего персонала. Для этого каждый работник предприятия должен быть осведомлен о своих обязанностях и зоне, за которую он несет ответственность.
  4. Принятие во внимание мнения о продукте поставщиков, потребителей продукции.

Принципы ХАССП

В связи с тем, что систему используют предприниматели, занятые в выпуске и переработке пищевой продукции, основным принципом СМ является установление критических контрольных точек в тех местах, где наиболее опасно влияние на готовый или перерабатываемый продукт производственных факторов. Благодаря разработке системы мониторинга технологических параметров в ККТ предупреждается возникновение рисков для продукции. За счет этого минимизируется количество бракованного товара, которое может быть выпущено предприятием.

Преимущества сертификации

Сертификат ХАССП оформляется только по добровольному желанию заявителя. Благодаря прохождению оценки и получению сертификата предприниматель получает ряд преимуществ:

  • наличие официального документа, подтверждающего соответствие требованиям ИСО 22000;
  • повышение конкурентоспособности – компания заметно выделяется на фоне других предприятий, не имеющих документального подтверждения внедрения СМ;
  • повышение спроса на реализуемый продукт;
  • преимущество при участии в тендерах;
  • выход на международный рынок.

Сертификат ХАССП при декларировании серийного выпуска

Оборот пищевой продукции на территории стран, входящих в состав ЕАЭС, проходит с обязательной оценкой соответствия требованиям технических регламентов и оформлением разрешительной документации (СГР или декларации). Чтобы получить декларацию о соответствии требованиям ТР ТС с максимальным сроком действия (5 лет), нужно пройти оценку по схеме декларирования 6д. Такая схема предусматривает обязательное предоставление сертификата ХАССП.

Порядок внедрения ХАССП и оформления сертификата

Для получения сертификата необходимо разработать и внедрить СМ с учетом требований стандарта и особенностей функционирования предприятия. Принимается во внимание:

  • ассортимент выпускаемого товара;
  • структура компании;
  • используемая технология выпуска;
  • применяемое оборудование;
  • используемое сырье, вспомогательные материалы.

Порядок действий по разработке, внедрению СМ и прохождению сертификации включает следующие этапы:

  1. Анализ принципов работы предприятия.
  2. Определение рисков, присутствующих на предприятии, с точки зрения влияния на качество готового продукта.
  3. Установление ККТ (критических точек производства). Они устанавливаются в наиболее опасных для продукта моментах технологических схем, начиная с приемки сырья до выпуска его в реализацию.
  4. Определение допустимых пределов для каждой ККТ. Во внимание принимают сроки отдельных технологических операций, температуру, влажностные параметры процессов и т.д.
  5. Составление программы СМ, формирование плана, формирование блок-схемы.
  6. Определение документированных процедур, которые будут вестись в рамках функционирования системы.
  7. Внедрение – апробация на предприятии.
  8. Обучение персонала работе с системой и назначение сотрудников, ответственных за ее функционирование.
  9. Проведение аудита, на основании данных которого выносят решение о необходимости выполнения корректирующих действий.
  10. Корректировка СМ, если это необходимо.
  11. Окончательный аудит системы.
  12. Проведение сертификации.
  13. Оформление и регистрация сертификата. Срок действия документа – 3 года. Ежегодно проводится инспекционный контроль.

Документы для обращения

Чтобы пройти сертификацию, нужно предоставить:

  • регистрационное свидетельство и ИНН;
  • информацию об ассортиментном перечне товара;
  • сведения о компании и ее структуре;
  • информацию об используемой нормативной документации, оборудованию, технологии производства;
  • прочую документацию.

Свяжитесь с экспертами и узнайте иные нюансы процедуры подтверждения соответствия!

Источник

16.03.2021 23:48