Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

Несмотря на, казалось бы, глобальные отличия Японии от России, Страна восходящего солнца сталкивается с теми же проблемами, что и наша. Это снижение рождаемости, старение инфраструктуры, слабый экономический рост, отток молодёжи из регионов. Совокупность этих причин приводит к запустению и разрушению небольших городов.

«Продолжительность жизни в Японии растёт. Если в 1950 средняя продолжительность жизни у мужчин составляла 58 лет, а у женщин - 61, то в 2060 эти показатели будут равняться 90 и 84 года соответственно. При этом показатели рождаемости будут ниже показателей смертности, и к 2060 году количество граждан Японии 65 лет и старше составит 40%. Из регионов бежит молодёжь, молодых людей в небольших японских городах становится всё меньше. Из-за этого множество предприятий, магазинов теряют работу, закрываются. Активности нет. Районы устаревают - сегодня в Японии есть целые микрорайоны, застроенные многоквартирными домами, где никто не живёт», - отмечает Ивао Охаси.

Помимо этого, наблюдается снижение позиций Японии в мировой экономике. Сейчас Япония находится на 4 месте (Россия, кстати, на 13), первые места занимают Китай, США и Индия. Параллельно стареет городская инфраструктура. Средний возраст автодорог в Японии - 40 лет, мостов - 35. Пользоваться этими мостами уже может быть опасно.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

Тем не менее, какие-то умирающие города ещё можно спасти. Так, Ивао Охаси рассказал о пяти удачных кейсах регенерации японских городов. А мы предлагаем вам, дорогие читатели, познакомиться с этими городами и подумать, какие приёмы развития можно было бы использовать и у нас.

1. Минато-Мираи 21, Иокогама.

Сегодня Минато-Мираи 21 - центральный деловой район японского города Иокогама со множеством достопримечательностей. После войны эта территория находилась в упадке, однако сейчас район процветает, являясь одним из самых современных городских деловых центров области Большого Токио. При регенерации этого города использовались четыре основных приёма. Первый - это единая концепция эксплуатации территории (район строился по созданному в 80-х годах единому генеральному плану и сейчас продолжает развиваться в соответствии с ним). Второй - эффективная схема государственно-частного партнёрства: в развитие города вложилась крупная компания «Японские железные дороги» (Japan Railways). Третий - создание осей развития территории (прибрежная часть города была разделена с помощью осей на три части, и у каждой была своя концепция). И, наконец, четвёртый приём - это развитие комплексной транспортной инфраструктуры, благодаря которой в Минато Мираи легко добраться.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

2. Ономити, Хиросима.

«Ономити - центр велосипедного туризма Японии. Но несколько десятков лет назад это был грязный район без какой-либо бизнес-активности», - рассказывает Ивао Охаси. Основной концепцией развития Ономити стало создание Shimanami Kaido - колоссальной велотрассы длиной в 60 километров, которая соединила острова Хонсю и Сикоку. Именно она привлекает тысячи туристов в Ономити. Регенерация этого города тоже не обошлась без участия бизнеса. Инициатором проекта Onomichi U2 стала местная компания Discoverlink Setouchi, которая открыла в городе ряд предприятий, создав тем самым экономическую базу для развития.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

3. Остров Окуносима, Хиросима.

До войны остров был закрытой территорией, где располагалось секретное производство химического оружия. Сейчас это единый туристический объект, известный по всему миру как Остров кроликов, или Rabbit Island. Концепция развития острова проста. Здесь действительно живёт очень много диких кроликов, которые совсем не боятся туристов, и эту особенность использовали местные власти. Примечательно, что туристам запрещено провозить на остров кошек и собак.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

4. Хаконэ, Канагава.

Хаконэ - горный курорт, национальный парк Фудзи-Хаконэ-Изу (Fuji-Hakone-Izu). Он находится в 80 километров от Токио, а посещает его ежегодно 20 миллионов туристов. У Хаконэ есть единая маркетинговая стратегия: создать всё, чтобы туристам было комфортно. Помимо достопримечательностей, в этом красивейшем посёлке есть особенность: все туристы могут приобрести единый билет на транспорт, а также специальный купон, который даёт право на скидку в 77 торговых объектах посёлка. Кроме того, для Хаконэ были разработаны подробные указатели для туристов в единой концепции, что очень помогает приезжим.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

5. Манива, Окаяма.

Манива - это центр экологического туризма Японии. Несколько десятков лет назад здесь находилось производство овощей и рыбы. Однако сейчас местные предприниматели решили использовать фишку города - густые леса, практически не тронутые человеком. Сегодня в Манива очень развита деревообрабатывающая промышленность и экотуризм.

Шанс на вторую жизнь: как возрождались японские города

Рассказал Ивао Охаси и о неудачных примерах развития городов. Так, в Юбари (Хоккайдо) концепция развития состояла в том, чтобы из центра угольной промышленности превратить город в культурный кластер. Однако эта концепция не была до конца продумана. Неудачным оказалась и реновация города Ауга, который хотели превратить в коммерческий центр.

«Но на мой взгляд, есть один лишь важнейший фактор, приведший к неисправимой ошибке в процессе восстановления этих городов: безответственность. Каждый думал, что проблема его не касается. Кто будет заниматься работой? Каждый думал - не я, - отмечает Ивао Охаси. - Я думаю, что все-таки главную роль для успеха играет связанность. Это и географическая связанность, междугороднее сообщение, то есть это не вопрос одного города, нужно объединение нескольких городов. Нужна хорошая транспортная инфраструктура. Это связанность государства, бизнеса и общественности, которые должны сотрудничать и действовать в одном направлении, а не перекладывать проблему на других, она общая. Связанность между соседями, между инвесторами, между собственниками бизнеса - проекты должны быть важны для всех, а не для одного. А также связанность секторов экономик, различных видов инфраструктуры, соседних регионов. Плюс инициатива со стороны местных молодых жителей. Они - надежда страны».

Источник

19.04.2018 17:42