В ВятГУ открыли центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приветственное слово гости услышали в озвучивании читающей машины Sara и специализированного устройства для чтения «говорящих книг». Данное оборудование используется для лиц с нарушением зрения облегчая получения визуальной информации.

Надежда Витальевна Лаптева, руководитель центра коллективного пользования РУМЦ, представила аппаратное и программное обеспечение рабочих мест для студентов с нарушением зрения и слабовидящих, с нарушением слуха и слабослышащих. Рабочее место для студентов с нарушением зрения и слабовидящих представлено аппаратными средствами, позволяющими печатать рельефно-графические изображения и читать печатные материалы.

Присутствовавшим на открытии гостям было показано программное обеспечение экранного доступа и увеличения, сочетающая в себе как функцию увеличения экрана, так и речевое сопровождение. Большое интерес вызвал оборудование для печати тактильной графики и планшет для рельефного рисования.

Рабочее место для студентов с нарушением слуха и слабослышащих представлено автоматизированным рабочим местом, который позволяет передавать голос преподавателя напрямую в слуховой аппарат (кохлеарный имплант) учащегося, устраняя влияние посторонних шумов и обеспечивать совместное обучение нормально слышащих учащихся с учащимися с нарушениями слуха.

На презентации деятельности РУМЦ была показана работа коммуникативной системы «Диалог», переводящая речь в текст, аудиоклассы, радиоклассы и индукционные системы, которые позволяют студентам слышать речь преподавателя. Присутствовавшим на открытии учащимся школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья была высоко оценена коммуникативная система «Диалог», состоящая из двух планшетов.

Данная система позволила им оживленно пообщаться со студентами ВятГУ. Вячеслав Викторович Утёмов, руководитель отдела ресурсного обеспечения РУМЦ, продемонстрировал интерактивные карты подготовленные в формате GIS.

В целях научно-методического обеспечения деятельности Регионального учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учеными ВятГУ была разработана ГИС-карта востребованных профессий и трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Карта охватывает 7 ключевых, закрепленных за ВятГУ, территорий: Республика Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики, Оренбургская, Кировская области. Карта выполнена по технологии GIS (географическая информационная система). Она позволяет картировать объекты, а затем анализировать их по определенному количеству параметров, визуализировать их и на основе этих данных прогнозировать события и явления.

Карты доступны как в online, так и в offline режимах (с использованием архива базы данных и клиентской программы QGIS). Любой желающий может воспользоваться любым из режимов и получить информацию о наиболее востребованных профессиях для выпускников вузов с высшим образованием не только в регионах, но даже в отдельных муниципальных районах и населенных пунктах. Имеется возможность цветовой индикации районов с наибольшим и наименьшим количеством предлагаемых вакансий, и индикации профессий, что в значительной степени упрощает навигацию по карте и делает ее более информативной.

По каждому населенному пункту представлена информация о востребованных профессиях, указана предлагаемая заработная плата.

Присутствует возможность отслеживания: где и на какие профессии были трудоустроены выпускники вузов 2017 года с инвалидностью.

Благодаря технологии GIS теперь у сотрудников РУМЦ появилась возможность наложения в виде отдельных слоев не только карты востребованных профессий, но и карты трудоустройства выпускников, что раскрывает возможности прогноза и последующей корректировки необходимых образовательных траектории для учащихся вузов и их преподавателей.

Виталий Алексеевич Лисовский, декан факультета технологий, инжиринга и дизайна, вместе с сотрудниками лаборатории виртуальной реальности ВятГУ презентовали разработанный проект применения виртуальная реальность и дополненная реальность в образовательном процессе для инвалидов на примере лабораторных занятий дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Начертательная геометрия» для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Желающие в режиме реального времени могли осуществить мониторинг опасных и вредных производственных факторов с помощью технологии виртуальной реальности. Технология дополненной реальности позволила увидеть объемные модели инженерных деталей.

Для справки:

Целью деятельности РУМЦ является повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов. Основные задачи РУМЦ:

  • Сопровождение деятельности вузов по обучению инвалидов.
  • Трансляция передового опыта по работе со студентами с инвалидностью.
  • Увеличение количества лиц с инвалидностью, ориентированных на получение высшего образования, в том числе поступивших в вузы.
  • Увеличение количества студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования.
  • Увеличение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.

Источник

27.12.2017 15:48